Моё призвание - ПЕДАГОГ


 

   Учитель – одна из самых сложных профессий. Сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких, непослушных детей выросли умные, стремящиеся к своей цели люди. При этом, Учитель не тот, с которым во всём соглашаешься и рядом с которым сидишь тихо, смирно, поджав плечи. Рядом с настоящим Учителем хочется быть лучше, чем был, после общения с ним всегда возвращаешься  домой с жизнерадостной улыбкой от того, что Ты есть на Земле. Именно это я поняла в родной Коптеловской средней школе Алапаевского района.

 

   Моими учителями были удивительные люди! Они жили школой, жертвуя собой и отдавая свои сердца. Они давали такие фундаментальные и жизненно важные знания, глубина и ценность которых не утрачивается до сих пор. Поверьте, это дорогого стоит! Как и то, что я никогда не сомневалась в том, кем быть в жизни. Спасибо вам за это, мои дорогие  учителя!

 

Учителю, открывшему меня,

Несу в подарок трепетные строки.

А память убегает на уроки,

День праздничный уверенно тесня.

А память зазывает в светлый класс,

Ведёт меня по коридорам шумным.

К былым мгновеньям, радостно-бездумным,

К себе, далёкой, я спешу сейчас.

Плутая долго по бескрайним дням,

Я оживляю даты и события.

И с новой силой пробую открыть я

Всё то, что не открылось прежде –  там…

(Неизвестный автор)

 

   Педагогический институт открыл мне новые горизонты. Это были бескрайние лингвистические степи Демидовой и Гридиной, литературоведческие вулканы Лейдермана и Ермоленко, полноводные методические реки Монзиной и Богуславской. Высочайший профессионализм, педагогический патриотизм, синтез глубокой теории и настоящей практики – вот те образцы и ориентиры,  которые являются для меня значимыми и незыблемыми до сих пор!

 

   А вот молодой учитель входит в класс. Он многое знает и даже что-то умеет. Он целеустремлен и амбициозен, однако очень важно, чтобы рядом оказались  опытные педагоги, мудрые наставники, которые помогли бы ему найти себя в профессии, полюбить ее и главное в ней – ученика.

 

   Мне посчастливилось в жизни. Рядом со мной в начале моего педагогического пути оказались люди, благодаря которым я поняла, что красный диплом – еще не залог успеха, что любое личное достижение, даже защита кандидатской диссертации (под руководством самой Тамары Вячеславовны Матвеевой!), не ступень по карьерной лестнице, а шаг навстречу ученику. В этом есть суть педагогического призвания. И когда уже мой собственный сын написал в сочинении: «Мне очень понравилась повесть В. Распутина «Уроки французского», потому что Лидия Михайловна похожа на мою маму»,  – я получила одно из самых главных признаний результатов своего дела жизни.

 

   Открыв для себя основные профессиональные принципы, я пропустила их через себя, через свое сердце и следую им до сих пор. Обогатив на практике и проверив временем, сегодня я их определяю, как: «10 педагогических заповедей, которым никогда не изменю».

 

Первая заповедь. Учитель – патриот своей страны.

Ты не имеешь права принижать величие Родины. Твоя задача передать учащимся «скрытую теплоту русского патриотизма», разжечь «вечный огонь» любви  к своей Родине, языку и культуре.

 

Вторая заповедь. Учитель – человек чести. Поступай честно и по чести. Иначе фразу  «Береги честь смолоду» ученики поставят под сомнение. Будь примером для детей всегда и во всем, следи за тем, чтобы твои слова не расходились с делом.

 

Третья заповедь. Учись, не останавливаясь на достигнутом. Учительство – это вечное ученичество. Быть учителем – значит быть в  вечном поиске, философски  осмысляя свое предназначение, идти вперед и вести за собой учеников, совершенствовать свои знания, чтобы соответствовать времени, в котором живешь, месту, которое занимаешь. Иначе перестанешь расти и развиваться как педагог и личность.

 

Четвертая заповедь. Направляй сильных. Поддерживай слабых. Развивай скрытые таланты своих учеников. Не снабжай детей готовыми правилами, формулами, они – пусты. Обогати их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не загружай учеников мертвым грузом фактов, обучи их приемам и способам, которые помогут постигать мир. Ищи в ребенке хорошее, находи «жемчужину» в каждой «раковине». Помни: даже самый «слабый» ученик может стать победителем конкурса чтецов.

 

Пятая заповедь. Любой урок – открытие для ученика. Открытый урок – не потрясение, а один из многих. Цель открытого урока – показать не себя, а знания и умения ученика как результат вашей совместной работы, результат сотрудничества.

 

Шестая заповедь. Не конфликтуй с детьми. «Победа» в конфликте с учеником не есть его разрешение.

 

Седьмая заповедь. Умей признать свою ошибку. Не хочешь признавать – не совершай или предвосхищай. От ошибки не застрахован никто, но цена учительской ошибки особенно велика, в твоих руках детские души. А значит, нет права на ошибку. Но если ошибку совершил, попроси прощения у своего ученика, уважая его как личность.Позволяй ученикам замечать твои (иногда намеренные) ошибки. Это их поднимает в собственных глазах. Главное, чтобы ошибка учителя была исключительным, а не типичным случаем.

 

Восьмая заповедь. Ты в ответе за тех, кого приручил. Каждый ребенок – твоя «роза». Люби, доверяй, будь искренним и надежным. Заботься о своих «розах»!

 

Девятая заповедь. Школа – дом для ученика. Твой дом - не школа, а твоя крепость. Для некоторых учеников школа лучше дома, поэтому помни: ты в школе – для детей, а не дети для тебя, помоги им поверить в себя. И тогда школа будет миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества. Но при этом, как бы ты ни любил работу и учеников, не превращай свой дом в школу. Дом и семья –  это твой надежный тыл.

 

Десятая заповедь. Помни о родных детях.  У каждого есть любимые ученики. Однако родные дети – самые любимые.  Будь таким учителем, какого желаешь для своих родных детей!

 

   Именно этими принципами я руководствуюсь в моей профессии. Именно эти заповеди я открываю своим студентам, приходящим ко мне на педагогическую практику. Очень надеюсь, что они так же, как и я, поверят в свое педагогическое призвание, в свою будущую профессию, потому что традиции русского учительства должны не кануть в лету, а принести новые прекрасные плоды просвещения и воспитания!

 

Вы знаете, мне по-прежнему верится,

Что, если останется жить Земля, -

Высшим достоинством человечества

Станут когда-нибудь учителя.

 

Не на словах, а по вещей традиции,

Которая завтрашней жизни под стать,

Учителем надо будет родиться.

И только после этого стать!

 

В нём будет мудрость талантливо дерзкая.

Он будет солнце нести на крыле…

Учитель – профессия дальнего действия,

Главная на Земле!  (Р.Рождественский)


Comments: 1
  • #1

    Александра (Friday, 01 April 2016 19:18)

    Да... Быть учителем не просто. Но так здорово осознавать, что есть такие Педагоги как ВЫ! Рады за Вас и за детей, которые с Вами общаются. ):